воскресенье, 3 февраля 2013 г.

The History of Child’s carriage with pictures. Part 1


История Детской Коляски в рисунках, картинках и фотографиях

Это может показаться странным, но такая простая и привычная для всех вещь, как детская коляска появилась, по историческим меркам, не так давно. Большинство источников утверждает, что впервые этот предмет появился при дворе Уильям Кавендиша 3-го герцога Девонширского (the 3rd Duke of Devonshire), который в 1733 году заказал коляску для своих детей известному архитектору Уильяму Кенту (William Kent).
Всю дальнейшую историю детских колясок можно условно разбить на несколько этапов, которые связанны, обычно, с историческими эпохами и деятельностью конкретных изобретателей. Впрочем, эта история подробно уже описана в статье Baby transport – История Детской Коляски, и потому, в этом сообщении, сконцентрируюсь больше на эстетических (дизайнерских, художественных) аспектах развития детской коляски, расположив все найденные мною рисунки в хронологическом порядке.

Хронология развития Детской Коляски

Детский транспорт в 18-м - начале 19-го веках.

Первый этап, начавшийся с коляски Кента, и продолжавшийся до 1840-х годов, был характерен тем, что baby transport на тот момент был роскошью, которую могли позволить себе только очень знатные и очень богатые люди. Кроме того, отличительной особенностью, изготовленных по индивидуальным проектам колясок, было их высочайшее, на грани искусства, качество и … ужасное неудобство при их использовании. Созданные, как уменьшенные копии конных экипажей, они были тяжелы и громоздки, которые к тому же приходилось тянуть, а не толкать. Но нет худа без добра, ибо благодаря их высокому качеству и художественной ценности, некоторые экземпляры колясок тех лет сохранились до наших дней. Таким образом сохранилась и самая первая в мире детская коляска, созданная Уильямом Кентом для герцога Девонширского, которая и сейчас хранится в экспозиции резиденции герцогов - дворце Чатсуорт-хаус (Chatsworth House).

Perambulator, William Kent, 1733, Duke of Devonshire
Первая детская коляска Уильяма Кента в экспозиции дворца Чатсуорт-хаус (Chatsworth House).
Что касается документальных свидетельств той эпохи, по которым можно было бы судить о внешнем виде и конструктивных особенностях средств для перевозки детей, то здесь есть большие проблемы, т.к. их осталось не много. Фотографии еще не было, а полиграфия печатала графические изображения еще плохо. Остается возможность найти такие свидетельства только в виде рисунков и картин художников. И такие картины, хоть их и не много, существуют.
У известного английского художника-портретиста Артура Дэвиса (Arthur Devis, 19 February 1712 – 25 July 1787) их целых две, хотя подозреваю, что тележка для перевозки детей на них изображена одна и та же, т.к. уж больно они похожи. Впрочем, если это разные коляски, то это может означать, что в 18-м веке такие модели были не так уж и редки.

Художник Артур Дэвис (Arthur Devis). Richard, Mary and Peter du Cane
Художник Артур Дэвис (Arthur Devis). Richard, Mary and Peter du Cane
Вторая картина, написанная в 1749 году, по разным источникам называется, либо A Family Group on a Terrace in a Garden, либо The Thomas Cave Family.

Артур Дэвис (Arthur Devis). A Family Group on a Terrace in a Garden. 1749 год.
А вот картина американского и английского художника XVIII века Джона Синглтона Копли (John Singleton Copley), которая называется The Three Youngest Daughters of King George III. На картине, написанной в 1785 году, изображены принцессы Мари, София и Амелия - дочери короля Великобритании Георга III во время прогулки, причем самая младшая из них сидит в коляске, управляемой старшими девочками. Стоит обратить внимание на достаточно солидные размеры этого транспортного средства, которым и взрослым было сложно управлять. Видна также передняя ручка, за которую держится одна из старших дочерей.

John Singleton Copley. The Three Youngest Daughters of King George III
Джон Синглтон Копли. Три младших дочерей короля Георга III. 1785 г.
А вот раскрашенная гравюра из начала 19-го века (1810 год), которая с иронией рассказывает о тяжелой мужской жизни в браке. Даже не стоит предпринимать попытки понять английский юмор двухсотлетней давности, а вот на коляску следует обратить внимание, которую всё так же продолжают тянуть за собой.

Matrimony!!!, c 1810. Science Museum / Science & Society Picture Library
'Matrimony!!!', c 1810.

Детские коляски в Викторианскую эпоху

Следующий период в развитии детских колясок примерно соответствует годам правления Королевы Виктории, которые так и назывались – Викторианская эпоха.
Документальных источников в этот период было больше чем в предыдущем. Хотя фотография уже появилась, она была еще слабо развита, и потому почти не оставила свидетельств (примеров) детских колясок того времени. Зато возможности полиграфии уже значительно возросли, которая и оставила нам различные отпечатанные рисунки, по которым мы и можем судить, какие изменениях в конструкции детской коляски тогда происходили.  
Считается, что революционные изменения в конструкцию baby-cars внес английский изобретатель и предприниматель Чарльз Бартон (Charles Burton), получивший в 1853 году также первый в мире патент на детскую коляску.
Какие же нововведения придумал Бартон? Прежде всего, коляска стала толкающего типа, а не тянущего, как они были до этого. Кроме того, коляска стала трехколесной, ребенок в которой при движении находился сидя лицом вперед. То есть Бартон изобрел коляску, которую сейчас в большинстве случаев называют прогулочная, которая предназначена не для младенцев, а для уже немного подросших детей.
Самое удивительное, что Чарльз Бартон изобрел также складывающуюся коляску. По крайней мере, так показано на рисунке к его первому патенту. Однако, складные коляски большого распространения в то время не поучили. А вот такой тип трехколесной прогулочной детской коляски стал популярным на долгие годы.

Patent, Charles Burton, 1853
Рисунок патента Чарльза Бартона 1853 года.
Именно такого типа коляски в конце 1840-х годов купила для своих детей в магазине Hitchings Baby Store молодая Королева Виктория. Некоторые источники утверждают, что это были коляски разработанные Чарльзом Бартоном.

Детская коляска из коллекции Королевы Виктории
Рисунок из книги: Kinderwagen gestern und heute
Далее, в хронологическом порядке, следуют рисунки с изображениями трехколесных колясок Викторианской эпохи.

John Leech Sketch from Punch. The Docile Husband
Сатирический рисунок Послушный супруг (The Docile Hasband) из журнала Панч (Punch) за 1847 год.

Patent. Perambulator. 1859 год
Патент - Perambulator. 1859 год
Don't broil your babies! From Punch. (London)
Published Date: 1859
Из коллекции NYPL Digital Gallery
А вот ещё две Victorian Baby Carriage, но уже из Америки.

Baby carriage used by the McFetridge family of Beaver Dam, Wisconsin, 1871
Детская коляска семьи McFetridge из Бивер-Дам, штат Висконсин, около 1871 года.
Victorian Baby Carriage из коллекции Wisconsin Historical Museum.
The elephant and his keepers. Currier & Ives. New York. 1872.
Карикатура The elephant and his keepers напечатанная в 1872 году в Нью-Йорке фирмой Currier & Ives
Шли годы. Коляски совершенствовались и изменялись. Появилось четвертое колесо, что, несомненно, придало им большей устойчивости. Появилась большая корзина, что дало возможность использовать коляску для совсем маленьких детей (младенцев).
Вот рисунки с детскими колясками из 1880-х годов.

Harper's bazaar (New York), Children's clothing and baby carriages, 1884
Страница каталога магазина Harper's bazaar (New York) за 1884 год.
Children's clothing and baby carriages.
Fig. 8. Folding perambulator--closed. Fig. 9. Folding perambulator, open.

From City ballads. New York. 1885
From City ballads. (New York: Harper, 1885)

Women and children inside and outside of window, 2 baby carriages.
Женщины и дети сидят вокруг окна. Две детские коляски. 1889
The home circle. Women and children inside and outside of window, 2 baby carriages.
продолжение следует


Комментариев нет:

Отправить комментарий